On the Internet nobody knows you are a Frog

-- Sandra Loosemore

17 июля, место крещения

Галина нас поторапливает - время уже приближается к четырем часам дня, а мы все еще не добрались до места крещения. Так мы рискуем опоздать на экскурсию. Дело в том, что место крещения находится в пограничной зоне и на своей машине (и даже на своих двоих) без экскурсовода туда не попадешь. Машину надлежит оставлять на стоянке, а дальше передвигаться на специальном грузовичке с местами для сидения и в сопровождении экскурсовода. Группы формируют здесь же на стоянке, грузовичок отправляется в фиксированное время - потому-то мы и торопимся.

В итоге мы, конечно, успели. Минут двадцать в кузове грузовичка по пыльной дороге и мы на месте. Рядом с нами стоит небольшая церковь, возведенная на деньги бизнесмена из России. Вообще-то, за место здесь идет постоянная драка между разными христианскими конфессиями: кто построит церковь поближе к… Юмор ситуации еще и в том, что потенциальных мест крещения - не одно, а минимум два. Одно находится в Израиле, второе - в Иордании. Карта из Мадабы и результаты раскопок, проведенных ЮНЕСКО однозначно свидетельствуют в пользу Иордании, посему папа принял окончательное решение и издал указ: отныне считать, что место крещения здесь! С датой и подписью.

Между церквушкой и рекой Иордан - плотные заросли, в которых проложена тропинка. Безветренно, солнце жарит, от зарослей подымается тяжелый, удушливый аромат…

Сквозь заросли ничего не видно и вдруг, за поворотом в проеме открывается река Иордан.

Чуть дальше - то самое место крещения. Сейчас оно на расстоянии нескольких десятков метров от реки: русло за две тысячи лет успело поменяться не один раз.

На стоящей рядом мозаичной (а как же!) схеме нарисовано, как оно было в те времена - то, что сейчас выглядит, как лужа, было заливом реки.

Рядом с местом крещения стояла церковь, от которой сейчас остались только остатки фундамента, закрытые сверху деревянной крышей. Осмотрев их, мы идем дальше, к реке.

Спуск к воде охраняют пограничники. Лениво глянув на группу европейцев, они не задают вопросов - лень, жарко… Прямо посередине спуска расположена купель, в которой в наши дни проходит обряд крещения. Поскольку церквей вокруг - в избытке, вы можете креститься на любой удобный для вас манер.

И вот он - Иордан - вблизи. С той стороны находится израильский пограничный пост, с мачты свисает бело-голубое знамя. Даже после создания номинально автономного палестинского государства на западном берегу, израильтяне оставили за собой пограничную полоску земли - дабы контролировать потоки товаров и людей и воспрепятствовать контрабанде оружия и террористов. Странное сочетание - одно из самых священных мест религии, сделавшей мир своим основным лозунгом и вооруженное противостояние с колючей проволокой. Да и природа здесь кажется уже привыкла: такие вот колючки растут повсеместно…

В смешаных чувствах возвращаемся к своей машине. Живая легенда, место, с которого началось очень и очень многое, место во многом судьбоносное для современного мира, река, чье имя стало нарицательным… И противостояние, которое чувствуется здесь, как нигде.

Теперь наш путь идет по ровной и прямой дороге. Проезжаем один за другим несколько блокпостов. - Would you like to see our passports? - No, thanks. Where from? - From Ukraine. - A-a-a, Ukrania… Welcome to Jordan! Искреннее любопытство и желание, чтобы нам здесь понравилось. А нам и так нравится, очень даже нравится…

Еще немного, еще несколько поворотов и перед нами Dead Sea Spa Hotel. Мы здесь уже однажды были, когда зимой ездили окунуться в Мертвом море. Только тогда мы были гостями на полуптичьих правах, а теперь собираемся устроить лентяйский отдых на пару дней. После сверхнасыщенного начала поездки, мы очень нуждаемся во времени, чтобы переварить увиденное и услышанное, чтобы восстановить остроту восприятия.

Прощаемся с Галиной - она возвращается на два дня в Амман - и заходим в номер. Мертвое море встречает нас таким вот закатом.