Археологи и историки до сих пор не могут прийти к согласию о первоначальном предназначении Эль-Хазна. Кто-то считает ее сокровищницей (именно так переводится “Эль-Хазна” с арабского). Кто-то уверен, что это - усыпальница и в доказательство ссылается на украшения, напоминающие погребальные урны. Третьи абсолютно уверены, что Эль-Хазна представляет собой храм.
Запечатленная на сотнях тысяч снимков и рисунков, попавшая в известные кинофильмы (“Индиана Джонс и последний крестовый поход”, “Мортал Комбат” и другие), Эль-Хазна давно стала визитной карточкой Петры, да и всей Иордании в целом. И надо сказать, она вполне достойна таких почестей. Удивительно легкая и грациозная, с простыми, но изысканными линиями, Эль-Хазна буквально притягивает взгляд. На нее можно смотреть бесконечно, тем более, что по мере движения Солнца по небу, меняется освещение и перед тобой предстают все новые и новые краски.
Лирическое отступление. Для меня лично посещение Эль-Хазны стало осуществлением давней мечты. Как-то в детстве мне подарили книгу Игоря Можейко “7 и 37 чудес”. Начиная со стандартных семь чудес античного мира, автор (кстати, более известный, как Кир Булычев) описывает выдающиеся памятники прошедших эпох. И как описывает! Я до сих пор склонен считать эту книгу Игоря Можейко (равно как и принадлежащую его же перу “Пираты южных морей”) гораздо более увлекательной, чем созданная им фантастика. До поездок в Иорданию мне уже довелось увидеть одно из описанных Игорем Всеволодовичем чудес - улицу мавзолеев в Самарканде. Однако описание восхода в Петре меня просто покорило. Мог ли я тогда надеяться, что мне дано будет увидеть эту красоту воочию?!
Сразу за площадью, на которой расположена Эль-Хазна, стены ущелья расходятся в стороны, а их высота уменьшается. Зато стены носят все больше и больше следов человеческого вмешательства. Многие обтесаны и им придана форма зданий, большинство изрыто пещерами. Скорее всего, высеченные в камне помещения играли роль гробниц. Впрочем, существует и версия, гласящая, что в них жили люди. Собственно, бедуины несомненно жили или, по крайней мере, укрывались здесь, о чем красноречиво свидетельствуют закопченные дымом факелов потолки.
Напротив расположены гораздо более приглядные образцы скальной архитектуры - что-то вроде больших усыпальниц.
Мы продолжаем спускаться и вот первое свидетельство влияния античной культуры: всенепременный амфитеатр.
Напротив, в скальном основании расоложены еще пещеры. Удивительнейшие переходы цвета - творение природы. Оторвать взгляд совершенно невозможно!