Еще в Киеве мы благоразумно договорились с турагентством, что арендованную машину нам доставят в 11 утра - уж очень хотелось выспаться. Одного не учли: время завтрака в гостинице ограничено 10:30 утра. В итоге, натыкаясь сослепу на стены и двери, с трудом доползли до ресторана и вожделенной чашки кофе. Но нет худа без добра, у нас осталось время на поход к банкомату.
Когда, обогатившись иорданскими динарами, мы подходили обратно к гостинице, нас ожидал небольшой шок. Около входа стояла машина с наклейками прокатного агентства. Однако, вместо заказанного Лансера, это оказался черный Авео. Хуже того, заглянув внутрь, обнаруживаем автоматическую коробку передач, хотя мы просили более привычную для меня ручную коробку. Именно в таких случаях египтяне (а за ними и другие арабоговорящие народы) используют смачное словечко “маалеш”. Хотя слово это многогранно, в данном контексте его лучше всего перевести, как “извини, бывает”. Кстати, если хотите произвести впечатление на араба или египтянина, употребите это слово к месту и успех вам гарантирован 😉.
Так или иначе, предстояло ездить по незнакомому крупному городу на непривычной машине. К счастью, нам очень и очень повезло с гидом. Галина - интеллигентнейший, прекрасно образованный человек, обладающий широким кругозором и огромными знаниями про Иорданию и не только, свободно владеющий арабским и, естественно, русским. Вдобавок, она отлично знает, как куда проехать на автомобиле, посему мы совершенно не страдали от отсутствия карт. Ума не приложу, как можно одновременно быть штурманом, экскурсоводом и увлекательным собеседником, но Галине это прекрасно удается и мы чрезвычайно признательны ей за проведенное совместно время.
Первый день было решено посвятить обзорной экскурсии по Амману. Амман – очень древний город, чья история началась задолго до рождества Христова. Раскопки обнаружили здесь следы высокоразвитого поселения периода неолита, датируемые примерно девятым тысячелетием до н.э. В XIII веке до н.э., под именем Рабат Амон, город являлся столицей ветхозаветного царства Аммонитов, царства настолько сильного, что переселявшимся из Египта евреям пришлось его обходить: аммонитский царь запретил им проход через свою территорию. В отличие от Иерихона, евреи не рискнули штурмовать Рабат Аммон и подчинились требованиям.
Позднее город все-таки был завоеван: сначала Ассирией, потом Персией и, наконец, Александром Македонским. В результате раздела империи Александра, Амман достался Птолемеям и, под именем Филадельфия, входил в состав Египетского царства. По мере упадка царств Птолемеев и Селевкидов, город перешел в руки набатеев, которые удерживали его вплоть до окончательного присоединения к Римской империи в 106 году н.э.
В римский период, Амман (вернее, Филадельфия) был одним из городов Декаполиса – десяти более или менее автономных буферных городов-государств на восточной границе империи. От этого периода в Аммане и других иорданских городах осталось множество памятников. Именно с них мы и собирались начать нашу экскурсию по городу.
Но, прежде всего, хотелось кофе, да и симку иорданскую купить надо было, поскольку роуминг дороговат. Заезжаем в невзрачное кафе и наслаждаемся настоящим иорданским кофе. Кстати, если захотите хороший кофе, не советую посещать заведения для туристов. С точки зрения иорданцев, туристы все равно не разбираются в этом напитке и для них сойдет почти все, что угодно. А вот в кафешке для местных жителей кофе будет, что надо, поскольку местных не проведешь 😉.
Окончательно проснувшись, неторопливо взбираемся на крепостную гору, чтобы осмотреть развалины храма Геркулеса и археологический музей.
С горы открывается потрясающий вид на город. Прямо под нами - самый центр с главной улицей и римским амфитеатром. Вокруг - Амман во всей своей красе. Город не очень большой - два миллиона жителей, но занимает большую площадь, поскольку застройка, в основном, малоэтажная. Конечно, есть и высокие здания - в несколько десятков этажей - но их по пальцам перечесть. В итоге создается очень своеобразное впечатление.
Осмотрев развалины храма и насладившись видами, заходим в археологический музей. Здесь собраны экспонаты со всех эпох - от неолита и аммонитского царства до эпохи раннего халифата - крепостная гора считается одним из древнейших поселений человека, чья история не прерывалась. Экспозиция безусловно заслуживает подробного рассказа, а пока ограничусь барельефом богини плодородия набатейского периода, прекрасно демонстрирующим культурный обмен между набатеями и римско-греческим миром.
С некоторым сожалением покидаем музей и отправляемся осматривать расположенные рядом развалины дворца Уммайадов (VIII век н.э.). Лучше всего сохранился вестибюль, покрытый сверху куполом. Купол, равно как и часть стен - современная реконструкция, внутренняя планировка и, частично, интеръер - оригинальные. На приведенном ниже снимке хорошо заметна разница.
Завершаем нашу прогулку по крепостной горе осмотром остатков фортификационных сооружений, в частности, огромного хранилища воды на случай длительной осады.
Дальше Галина предложила нам отправиться в старый город и осмотреть вблизи амфитеатр. Однако, предупредила она, в эти места рискнет заехать не каждый амманский водитель - пробки, сутолока на узких улицах и проблемы с парковкой заставляют большинство воздерживаться от посещения центра за рулем собственного автомобиля. Эх, была не была, решаем мы и едем.
Что вам сказать… Нам бы в Киеве такие пробки и такие проблемы в центре… Улицы действительно не очень широкие и движение происходит со скоростью километров 30-40 в час, но серъезных заторов нет. Единственное, что раздражает - привычка парковаться во втором ряду со включенными аварийками. С другой стороны совершенно отсутствуют такие характерные особенности киевского трафика, как резкие перестроения, попытки влезть передо всеми, не говоря уже о езде по тротуарам. Все едут чинно и спокойно, вежливо пропуская друг друга и совершенно не стараясь продемонстрировать свою крутизну.
Вопреки предсказаниям, без труда находим место для парковки прямо рядом с остатками римского форума и расположенным за ними амфитеатром. Последний сохранился настолько хорошо, что в нем и сейчас проходят концерты классической музыки. Ближайший из таких концертов был намечен на следующий день и древнюю сцену уже готовили.
По бокам сцены расположены помещения музея, посвященного культуре и быту в исламский период. Тут можно увидеть прекрасные украшения и мозаики, а также любовно воссозданные сценки из быта бедуинов, одежду городских и кочевых арабов, кухонную утварь, форму и вооружение солдат Арабского Легиона и многое, многое другое. Галина рассказывает нам не только про экспонаты, но и про современную жизнь иорданцев и то, какую роль в ней играют традиции. Ведь в сущности, это государство было основано бедуинскими племенами, которые и составили костяк его пестрого и разнообразного населения.
Покинув амфитеатр, отправляемся колесить по городу. Галина рассказывает нам о тех районах, через которые мы проезжаем, время от времени прерывая рассказ указаниями вроде “… а здесь по кругу во второй съезд”. В ее голосе слышна неприкрытая гордость за Амман, Иорданию и тех людей, которые ее населяют. И есть отчего. Хотя история человеческих поселений на территории Иордании насчитывает не менее десяти тысячелетий, современное Хашемитское Королевство очень молодо. Основанное Его Величеством Абдуллой I - тогда еще эмиром - в 1921 году, оно получило независимость в 1946-м. Тогда население страны едва ли насчитывало две-три сотни тысяч человек, промышленность практически отсутствовала, экономика была слабо развита, о всеобщей грамотности не могло быть и речи - 33%. Сейчас население Иордании составляет более 6 миллионов человек, ВНП - около 30 миллиардов долларов (по доле ВНП на душу населения Иордания находится не намного ниже Украины). Активно развивается промышленность (добыча фосфатов, легкая промышленность, ИТ и т.п.), сельское хозяйство (до двух урожаев в год в некоторых районах), туризм. И это при том, что у Иордании, в отличие от ее соседей по полуострову, нет своих месторождений нефти и газа, а значительная часть территории занята пустыней и горами! Как я уже говорил, образование находится на достаточно высоком уровне - только в Аммане около 15 университетов и еще примерно столько же в других городах. Уровень грамотности - 91%, что выше, чем, например, в Китае.
Во многом, Иордания - страна беженцев. Из 6 миллионов населения около 2 миллионов - палестинские беженцы и их потомки и еще примерно 700 тысяч - беженцы из Ирака. Отношение к беженцам в Иордании приветливое: если ты согласен жить, как законопослушный гражданин, у тебя будут те же права и возможности, что и у коренных жителей. Многие из беженцев находят в Иордании свой второй дом и достигают успеха. Собственно, за счет беженцев население страны (и столицы) растет совершенно фантастическими темпами. Невзирая на такой рост, инфраструктура более или менее поспевает. Могу засвидетельствовать, что дорожная сеть Аммана вполне адекватна двухмиллионному населению. Город пронизан широкими магистралями с развязками и тоннелями, движение даже в час пик не затруднено, как видно на приведенной ниже фотографии.
Асфальт, хоть и выглядит скользким, на самом деле совершенно не скользит и, что гораздо важнее, не плавится даже при +50.
Как и Киев, Амман расположен на холмах. Здесь много подъемов и спусков, хватает и мостов.
Холмы естественным образом делят город на несколько районов. Иорданцы предпочитают селиться по соседству с жителями одного с ними уровня достатка, так что в городе есть как демократичные районы…
… так и районы для весьма состоятельных людей с такими, например, виллами:
Маршрут, проложенный Галиной, в конце концов выводит нас к мечети Абдаллы I, основателя Иорданской Хашемитской династии. Мечети играют здесь роль не только религиозных учреждений, но и школ и даже судов. В стране одновременно действуют как светские суды, опирающиеся на светские законы, так и религиозные суды, действующие на основе шари-а. Религиозные суды обычно рассматривают дела, связанные с семьей и личностью (бракосочетание, развод, наследование, опека над детьми и т.п.), остальное судопроизводство (скажем, уголовное) ведется в светских судах.
Мечеть Абдаллы I, построенная совсем недавно (1989), неуловимо напоминает знаменитую Аль-Акса, что, вероятно, не случайно: Его Величество очень любил Иерусалим, регулярно ездил туда, чтобы помолиться в мечети Аль-Акса и встретил там свою смерть от руки террориста. В принципе, днем внутрь мечети Абдаллы I пускают всех желающих, в том числе, и не мусульман (женщины должны накрыться покрывалом), но, увы, мы немного опоздали и вынуждены были довольствоваться внешним осмотром.
Последней на этот день достопримечательностью стал городской парк, служащий местом отдыха и развлечения горожан. Вход (и даже въезд) свободный.
Парк расположен на холме, который венчает мечеть имени другого короля - Его Величества Хуссейна бин Талала. Этот король правил с 1953 по 1999 год и был во всех отношениях незаурядной личностью. Именно при нем Иордания превратилась в современную страну и большинством своих достижений иорданцы обязаны именно ему. Прямой потомок пророка и выпускник военной академии в Сэндхерсте, проницательный политик, временами жесткий и даже жестокий, но, в конечном счете, очень милосердный, Его Величество Хуссейн получил в народе прозвище “человечный король”. Во всем мире его глубоко уважали, в том числе и те, кто волею судеб находился по другую сторону баррикад, а иорданцы (особенно, старшее поколение) его искренне боготворят.
Кроме профессиональных занятий (его автобиография так и называется “Моя профессия - король”), Его Величество увлекался автомобилями и мотоциклами, принимал участие во множестве гонок, причем побеждал отнюдь не благодаря своему титулу, а благодаря своим талантам водителя. Он также был завзятым радиолюбителем (позывной JY1), а в молодости освоил управление самолетом и часто летал за штурвалом сам. После его смерти был создан специальный музей, в котором собраны автомобили, купленные Его Величеством или подаренные ему. Музей находится все в том же парке, но мы опоздали к закрытию и визит в музей пришлось перенести на другой день. Пока же мы осмотрели установленный на пъедестале самолет с надписью “Arab Legion Air Force”, на котором летал в качестве пассажира Абдалла I и на котором, тайком от матери и других родственников, учился пилотированию король Хуссейн.
Вернувшись в гостиницу, мы распростились до следующего дня с Галиной, оставили машину отдыхать и пешком отправились погулять по вечернему Амману. Вечером город (по крайней мере, центральная его часть) прекрасно освещен и выглядит по-праздничному. Улицы заполнены прогуливающимися семьями, которые совмещают отдых на свежем воздухе с посещением кафе и кондитерских, а их в городе великое множество. Посетили кафе и мы: выпили кофе, выкурили кальян прекрасного иорданского табака сорта “Бахрейни” и, переполненные впечатлениями, отправились спать.