Помните, я описывал римский амфитеатр в Аммане и как мы застали там подготовку к концерту? Пропустить такое зрелище: концерт классической музыки в настоящем римском амфитеатре мы, естественно, не могли. Еще с утра мы запаслись билетами (их продают прямо в гостиницах) и, по возвращении из Аджлуна, отправились на концерт. Поскольку одного дня езды по Амману было совершенно недостаточно для ориентирования в городе, добирались на такси.
Под мое нытье, что опаздывать на концерт неприлично, мы приехали на полчаса раньше, чем нужно и успели в подробностях осмотреть площадь перед амфитеатром. По мере того, как прямо ко входу подъезжали лимузины с посольскими флажками, джентльменами в смокингах и леди в вечерних туалетах, росло чувство неуверенности. Мы-то в поездку брали минимум шмоток и одеты были, мягко говоря, в спортивном стиле! Подавив сомнения, прошли мимо вежливой службы охраны, проверявшей сумки входящих. От нас отмахнулись - проходите. Как оказалось, места не нумерованы, по цене билета определяется только сектор, а там - садись, где хочешь. Мы уселись и принялись ждать.
Ждать пришлось долго. Зрители, явно знакомые с местными обычаями, не торопились приходить, музыканты не торопились выходить на сцену. Царило эдакое умиротворяющее вневременное настроение, нарушенное, впрочем, одним происшествием.
Когда музыканты только занимали свои места, из-за колонн неторопливой походкой вышел рыжий кот. Кот был явно здешним, привыкшим по вечерам прогуливаться по сцене и наслаждаться тишиной и покоем. А тут - стулья, куча народа, звуки настраиваемых инструментов… Бедняга аж подскочил и начал метаться по сцене. Охрана бросилась его ловить, что усилило панику рыжика. Сообразив, что на сцене покоя не будет, кот пулей полетел к обманчиво спокойным зрительским рядам, где натолкнулся на множество молчаливо сидящих людей. Окончательно обезумев, несчастное животное пронеслось, как вихрь, по зрителям и исчезло где-то в небе, между верхними рядами и луной. Почтенная публика еще долго обсуждала кошачье нападение…
А потом начался концерт. Программа представляла собой попурри из произведений Моцарта, Верди, Россини и других композиторов. Оркестр был местным - иорданским - как и певцы и певицы. Хор приехал из Ливана специально ради одного выступления.
Уровень исполнительского мастерства оставил двойственное впечатление. С одной стороны, до европейского было, конечно же, далеко, что, впрочем и не удивительно - насколько давно здесь проходят такие концерты? Добавило неоднозначности также исполнение оперных арий по-арабски. С другой стороны, некоторые артисты выступали очень достойно. Особенно сильное впечатление произвела Синтия Самака, чей глубокий и сильный голос просто очаровывал.
Общее впечатление было очень странным и волнующим: звездный бархат неба над головой, древний театр, звуки музыки… А еще это был первый в моей жизни концерт классики, на котором можно было спокойно курить, не вставая с места 😉.
С концерта вышли под впечатлением и возвращаться в гостиницу абсолютно не хотелось. Было решено немного прогуляться по главной улице, которую мы пока видели только из окна автомобиля. Свежий воздух, шумные магазинчики, оживленный трафик,… мы сами не заметили, как отошли довольно далеко. Двинулись обратно, по дороге пытаясь поймать такси, и столкнулись с неожиданностью: никто из водителей не знал, где находится наша гостиница. В Киеве проблема решалась бы совершенно тривиально - подсказкой диспетчера по рации, но в амманских такси раций похоже нет, равно как и диспетчеров. Мы продолжали движение вдоль практически застывшего потока транспорта, время от времени проверяя свою удачу и продумывая резервные планы… Прямо перед амфитеатром обнаружилась причина пробки: дорогу почему-то перекрыла полиция. “Полиция!”, - подумали мы и попытались обратится к стоявшему около будки полицейскому. Полицейский выглядел как-то чересчур нервно и при нашем приближении направил на нас автомат. Проверять на своей шкуре, заряжен ли AR-16, не было ни малейшего желания и мы издалека заговорили по-английски. Успех был достигнут наполовину: автомат опустился, но объясниться не удалось. Скорее жестами, чем словами, доблестный служитель закона посоветовал нам обратиться к специальной туристической полиции “вон там”. И тут у меня наступило просветление: в качестве ключа от номера в гостинице использовалась - естественно - магнитная карточка. А завернута она была в специальный конвертик с рекламой гостиницы! А ну-ка, ну-ка… Так и есть, на конвертике значился адрес. Ура, можно ловить первое попавшееся такси и домой! Вот только такси рядом не было: с двух сторон улица была наглухо перекрыта вооруженными полицейскими, на проезжей части в живописном беспорядке стояли кареты скорой помощи, прямо напротив нас, около большого автобуса собралась толпа зевак (автобус я запомнил еще при выходе с концерта - уж слишком неуместно он смотрелся на переполненной неширокой улице). Увлеченные решением транспортных проблем мы до этого момента как-то не удосужились обратить внимание на не совсем обычную окружающую обстановку, а зря. Шансов выяснить, что происходит не было никаких, да и время было позднее, поэтому мы просто побрели в направлении ближайшего переулка, в который полиция заталкивала поток машин. Поднятая рука, остановившееся такси, называем волшебный адрес и через двадцать минут открываем дверь своего номера. Уфф…
На следующий день эта история имела неожиданное и весьма эмоциональное продолжение. Мы уже выезжали из Аммана, когда раздался телефонный звонок. Моя мама взволнованным - и это очень мягко сказано - голосом произнесла шокировавшие меня слова: “Слава богу, вы живы!”. В ответ мне удалось выдавить из себя банальное “Живы конечно, а почему бы и нет?” Оказалось, что по ТВ передали: в Аммане, на концерте классической музыки произошел теракт, всех зрителей не то расстреляли, не то взорвали, не то сожгли, короче, как в старом индийском фильме “все умерли”. Мама пыталась мне дозвониться, а я, как назло, оставил мобилку в машине, когда утром мы пошли в музей автомобилей. Мама позвонила сестре жены и та, порывшись в Интернете нашла аналогичное сообщение - таки да, теракт, неизвестное количество погибших, полиция пока не дает комментариев. К счастью, у Наташки хватило спокойствия позвонить в турагентство, те связались с принимавшей нас компанией и выяснили, что все не так плохо. Следующие двадцать минут пришлось обзванивать родственников и убеждать их, что мы живее всех живых, никто по нам не стрелял, не взрывал нас и не сжигал заживо, а самыми необычными событиями на концерте были уже упомянутые выше рыжий кот и ария из “Фигаро” на арабском.
Впоследствии мы связались с Василисой, гостеприимно принимавшей нас в прекрасной Иордании уже второй раз, и попытались выяснить у нее, что же случилось на самом деле. Из объяснений и увиденного нами накануне сложилась гипотетическая картина. Вероятно, кто-то из борцов за права палестинцев перепутал ливанский хор с израильским и после концерта попытался поджечь автобус, в котором хор приехал выступать. Террориста поймать не удалось, он то ли удрал, то ли застрелился, поджог тоже не удался, но полиция на всякий случай оцепила место происшествия. Конечно, знали бы мы вечером, что происходит, мы бы постарались задержаться, подойти поближе и выяснить хоть какие-то подробности, а может и заснять сцену на видео но поди ж ты…
Мораль: не верьте СМИ, когда они пишут о терактах!