Разумеется, все знают, что Барселона - столица Каталонии и родина одной из самых известных футбольных команд мира. Но, возможно, не всем известно, что первая железная дорога в континентальной части испанской империи появилась именно в Барселоне. Посему позволю себе небольшой экскурс в историю.
Начнем с того, что Каталонию присоединили к Испании относительно недавно, хотя это еще вопрос, кто кого присоединил 😄. Совместная жизнь никогда не была особо дружной, а при Франко даже каталанский язык был запрещен и за его использование можно было надолго сесть или попасть под расстрел. Так или иначе, начиная с XVII века восстания в Каталонии случались с завидным постоянством, да и сейчас она настойчиво - и небезуспешно - стремится к выходу из Испании.
Одна из причин сепаратизма - Каталония традиционно экономически более развита, чем другие территории королевства. Скажем, в XIX веке, здесь было очень мощное производство текстиля, а значит - сосредотачивались существенные средства. В чем-то напоминает ситуацию в Великобритании, где текстильные магнаты также спонсировали первые железные дороги. Тем не менее, исторически первая испанская железная дорога была построена в 1837 году… на Кубе (тогда входившей в состав империи) для перевозки сахара. В совет директоров кубинского предприятия входил, в частности, дон Мигель Биада (Miguel Biada), уроженец города Матаро в 30 километрах от Барселоны. Кубинский успех заразил его таким энтузиазмом, что он буквально загорелся идеей построить ветку между Барселоной и Матаро. Вернувшись на родину в 1840 году, дон Мигель занялся - как сейчас сказали бы - продвижением проекта и поиском инвесторов. В 1843 году было получено разрешение правительства, в 1845-м был подписан контракт не с кем-нибудь, а с самим Джозефом Локе (Joseph Locke), участвовавшим еще в постройке дороги Манчестер-Ливерпуль. Таким образом, компания с пышным названием “Gran Compañía Española del Camino de Hierro de Barcelona a Mataró y Viceversa” (Великая Испанская Компания Железной Дороги из Барселоны в Матаро и обратно) получила зеленый свет и в 1848 году по ветке проехал первый поезд. Увы, дон Мигель не дожил до этого радостного события буквально полгода, однако память о нем увековечена в названии политехнического института Матаро, а также в названиях улиц. Само предприятие оказалось чрезвычайно успешным и в немалой степени поспособствовало развитию всего района Maresme.
Прошу прощения за несколько длинное вступление, но мне хотелось объяснить, почему именно этот музей, а не музей в Мадриде, вызвал у меня такой интерес. Засим - к делу.